«Европульс» продолжает серию публикаций о школьном образовании в странах Европы. Мы уже писали, как устроены школы на Кипре, в Нидерландах, в в Чехии, Италии, Германии, в Финляндии и Швеции, а еще — про детские сады во Франции.
- В школу с трех лет
- С шести до одиннадцати: начальная школа
- Новые одноклассники и второгодники
- С одиннадцати до восемнадцати: колледж и лицей
- Частные (чаще всего католические) школы и «моральные» уроки
- Как проходит bac général?
- Онлайн-шопинг вузов
В школу с трех лет
Дети во Франции вливаются в систему образования с самого раннего возраста. Уже с трех лет они обязаны посещать школу, первая ступень которой называется l’école maternelle («материнская школа»). На самом деле это детский сад, но включенный в общую школьную систему. Родители могут выбрать заведение, но не могут отказаться от установленного государством обучения. Это не значит, что ребенок обязательно должен ходить в государственный или частный детский сад: закон требует, чтобы ребенок получал образование, соответствующее общенациональным стандартам, либо в школе, либо дома.
Для домашнего обучения взамен «очной» l’école maternelle требуется предварительное разрешение от министерства образования. Родители должны подать заявление и объяснить причины своего выбора. Закон ограничивает причины, по которым разрешается обучение дома: это, например, состояние здоровья, инвалидность, интенсивные занятия спортом или искусством, кочевой образ жизни семьи.
При таком формате дети регулярно проходят педагогический контроль – так проверяют, что домашнее обучение соответствует требованиям Минобра, как если бы они ходили в детский сад.
Разрешение на домашнее обучение выдается на один год и ежегодно продлевается.

Пойти в «материнскую школу» дети обязаны в том календарном году, когда им исполняется три года — независимо от месяца рождения. «Таким образом, дети, родившиеся в январе и декабре, учатся вместе», — объясняет Полина Романенко, чья старшая дочь Аня уже закончила школу.
Ходят в «материнскую школу» до шести лет. Дети получают там навыки социализации, развивают речь, моторику, изучают основы математики и письма. Детские сады чаще всего работают с 8:30 до 16:30 по будним дням – но только не в среду.
— Среда — это настоящая головная боль для всех родителей, которые, в отличие от детей, работают по средам так же, как и в другие дни, — говорит Полина.
Поначалу Аня по средам ходила в школу до обеда; позже среда стала полностью выходным днем. Сегодня вопрос школьного расписания отдан на усмотрение местных властей, поэтому среду чтут как субботний день далеко не во всех муниципалитетах.
Это связано с исторически сложившейся традицией и реформой 2008 года, когда школы перешли на пятидневную учебную неделю – чтобы дети побольше времени проводили дома, с семьей.
Традиционно во Франции будний день в середине недели был днем, когда многие дети ходили в аналог российской воскресной школы, чтобы осваивать катехизис.
Почему не по воскресеньям? Потому считалось, что катехизация – такая же учеба для ребенка, как и другие занятия, а выходные должны быть целиком посвящены семье.
Во Франции есть шутка: школьный выходной приходился на день посреди недели, чтобы у родителей не было соблазна устроить семье длинные выходные, уехав с ребенком в пятницу или вернув его только ко вторнику и тем самым дать ему пропустить религиозные уроки.
«Если воскресенье — день Господень, то четверг — день катехизации со времен Жюля Ферри [министра просвещения конца 19-го века. — Прим. «Европульс»], — писал Le Monde в заметке 1972 года. — Но этот день также может быть в среду или субботу, потому что закон от 28 марта 1882 года не предоставляет никаких подробностей по этому поводу: “Эти занятия будут идти раз в неделю в дополнение к воскресеньям, чтобы позволить родителям при желании дать своим детям религиозное обучение»».

На этапе «материнской школы» детям стараются прививать максимум самостоятельности. Родители практически не вмешиваются в досуг и занятия детей. «Если надо сделать поделку, то родители не будут сидеть с ней допоздна», — говорит Полина.
С шести до одиннадцати: начальная школа
Когда Полина с семьей переехала во Францию, девятилетняя Аня пошла в класс, соответствующий ее возрасту, — а в дополнение к основным занятиям стала ходить в интеграционный класс, где изучала французский язык. Грамматикой Аня занималась еще в Москве, но чтобы чувствовать себя наравне с остальными учениками, нужно было подтянуть разговорную речь и привыкнуть к темпу и особенностям живого французского языка.
— Сначала мы с мамой дома переводили для меня все уроки из учебника и домашние задания, чтобы я могла их понять, — вспоминает Аня. — Было непросто.
«Домашку» в начальной школе задают самую простую: например, выучить уже пройденное в классе стихотворение и нарисовать к нему рисунок. В шесть лет предлагается выучить дни недели или прочитать вслух страницу из обширно иллюстрированного учебника, в семь выучить «на глаз» простейшие слова для диктанта; в восемь уже появляются письменные задания. Поначалу главная задача — развивать навыки через игру, творчество и простые занятия, а не корпеть над тетрадкой, что до восьми лет официально запрещено.
Через несколько месяцев Аня уже свободно говорила по-французски и полностью перешла в основной класс.
Оценок в привычном виде нет: учителя пишут комментарии о прогрессе, старании и навыках.
— Каждый триместр выдают лист с отзывами «Старается, но не всегда внимателен» или «Проявляет интерес, но нужно больше уверенности». Только в колледже появляются настоящие оценки по двадцатибалльной системе, — говорит Полина.
Новые одноклассники и второгодники
В средней школе ребенка каждый год встречает новая учительница. Классного руководителя как такового нет, но часто есть куратор, который помогает решать организационные вопросы. Состав каждого класса меняется так же регулярно, как и учитель, поэтому к концу учебы ребенок знает практически всех своих одногодок. Такой порядок существует для того, чтобы дети учились взаимодействовать с разными людьми.
«Можно попросить остаться с кем-то в одном классе, — вспоминает Аня. – Но мне нравилось то, что классы перемешивались. Знакомишься с новыми ребятами со всей школы, а расписание у всех совпадает, так что с бывшими одноклассниками видишься на перемене и после учебы». Перемена, отведенная на обед, длится два часа, и все ученики в обязательном порядке гуляют в школьном дворе (в дождь — под навесом), так что возможностей для общения действительно немало.
Если у ребенка не получается освоить все предметы, то он с согласия родителей может остаться на второй год.
— В России это считалось страшным, а здесь — нормально, — говорит Полина. — Более того, родители могут сами попросить оставить ребенка в том же классе еще на год.
В последние годы практика повторного обучения стала совсем редкой, хотя продолжает применяться, особенно в ключевых переходных классах. Согласно данным PISA, в 2012 году 28,4% французских пятнадцатилетних подростков хотя бы раз оставались на второй год, что значительно выше среднего показателя по странам ОЭСР (12,4%). В 2022 году таких старшеклассников было максимум 3,1% в зависимости от класса. В средней школе снова проходят программу до 2,2% учеников, а в начальной – до 3%.

Чтобы помочь ребенку осваивать школьную программу, город или муниципалитет предлагает бесплатные учебные группы, где уровень подготовки не хуже, чем у частных репетиторов.
С одиннадцати до восемнадцати: колледж и лицей
Домашние задания появляются в средней школе, которая называется колледжем; туда ходят с 11 до 15 лет. Нумерация классов здесь идет в обратную сторону: сначала детей переводят в 6-й, а заканчивают они в 3-м. Взаимодействие школы с родителями сводится к минимуму.
— Родителей в школу не вызывают, — рассказывает Полина, — мы можем сами записаться на встречу с учителем. Даже классный руководитель не играет такой большой роли, как в России.
За классом закреплен учитель, который отвечает за дисциплину, за внеклассные мероприятия – например, за театральный и музыкальный кружки, экологический клуб и «научные недели», спортивные мероприятия и активные вылазки на природу.
А после колледжа детей ждут старшие классы в «лицее», у которых чаще всего есть своя направленность: техническая, гуманитарная или творческая. Аня решила выбрать творческую:
— Я с детства рисовала, а когда узнала, что можно выбрать художественное направление прямо в лицее — сразу решила попробовать. В моем классе учились те, кто хотел заниматься модой, архитектурой, графическим дизайном.
Выбор ее родителей пал на частный лицей из-за хорошей программы по дизайну. Государственные лицеи, в которые можно пойти просто «по прописке», тоже дают хорошую подготовку, но здесь многое зависит от будущих целей ребенка и выбранного направления, рассказывает Полина.
Учеба в лицее длится три года, после чего сдается так называемый «бак» — экзамен «le baccalauréat», он же – школьный диплом, который служит допуском к дальнейшему образованию. Есть общий bac général для тех, кто хочет поступать в университет, bac technologique для тех, кто хочет продолжить обучение в прикладных и специализированных учебных заведениях, и bac professionnel для тех, кто хочет быстрее получить профессию и начать работать.
Частные (чаще всего католические) школы и «моральные» уроки
Несмотря на развитую систему государственных школ, частные во Франции очень популярны.
В частные школы ходят около 20% юных французов. Причины разные: религиозные ценности, желание учиться в определенной социальной среде, хорошее преподавание тех предметов, которые понадобятся для освоения профессии и дальнейшего образования.
Во Франции никогда не существовало частной системы образования, параллельной государственному образованию, которая имела бы полную автономию. Выдача дипломов о школьном образовании — государственная монополия.
Договорные школы обязаны соблюдать расписание и программы, установленные государством. Школьники там не могут по закону подвергаться дискриминации по признаку их социального, религиозного или идеологического происхождения. Учителя, назначаемые государством, набираются на работу по результатам конкурсных экзаменов в соответствии с процедурами, определяемыми государственными органами. Их проверяют на тех же условиях, что и их коллег в системе государственного образования.
В обмен на эти обязательства заработная плата, а также начальная и последующая подготовка учителей покрываются государством. Местные органы власти финансируют образовательную деятельность и могут предоставлять гарантии по кредитам, взятым на строительство или реконструкцию зданий.
В чем разница с государственными школами, кроме большего числа учебных часов и уровня преподавателей? Заведения, по сути, имеют «собственный характер». Так, они могут предлагать религиозные мероприятия вне обычных учебных часов и иметь свободу выбора в организации школьной жизни.
Основная сеть частных школ во Франции — это заведения католического происхождения (96% всех частных заведений, 2 миллиона учеников и 17% общего числа учащихся). Затем следует светская сеть, за которой идут иудейская, протестантская и мусульманская, которые вместе составляют 3% частного сектора по контракту с государством.
Наряду с этими сетями существуют и учреждения, не связанные контрактом с государством. В них учится всего 80 тысяч юных французов, что составляет 1% всех учеников во Франции.

— Старшая школа, в которую ходила Аня, была частной, но по местным меркам недорогой — около трех тысяч евро в год. Меньше, чем мы платили за ясли, — рассказывает Полина.
В католических школах по расписанию идут обсуждения тем из области этики и морали, но религию никто не навязывает, рассказывает Аня.
Называются такие уроки Pastoral, и они стоят в расписании первого и второго класса старшей школы, которая во Франции носит гордое название «лицей». В Аниной частной школе сначала рассказывали о христианской вере и о том, как она может проявляться в разных личных ситуациях. А на второй год класс разделили на группы по 15 человек, и в них пошла работа с преподавателем: дискутировали о политике и политической географии, связи религии и конфликтов. Были и группы, в которых обсуждения были посвящены теме морального выбора.
— Мне нравились эти уроки, — вспоминает Полина. — Это были разговоры о добре, жизни, об опыте выхода из сложных ситуаций, опыте людей из других культур.
Как проходит bac général?
В предпоследнем классе нужно выбрать три специализированных предмета, из которых в последнем классе останется два.
Сдают французский (язык и литература вместе), философию, а также устный экзамен по одной из выбранных специальностей.
В последнем классе лицея около трех часов в неделю выделяется на предмет «Философия». Год разделен на несколько больших тем – например, это свобода, вера, равенство, природа. На дом задают чаще всего сочинения по теме, которую необходимо раскрыть с точки зрения разных философов.
Оценка за экзамен складывается из оценок за 1-й и 2-й годы лицея и собственно из оценки на экзамене.
Итоговые экзамены — важное событие для французских школьников. Как и ЕГЭ в России, они проходят сразу по всей стране, с одинаковыми заданиями и ровно в одно и то же время.
«На экзамене по специальности у меня была тема про искусственный интеллект в дизайне. Я ее заучила наизусть — немного волновалась, потому что экзамен проходил в другом лицее у незнакомых преподавателей. Но в итоге получила 18 из 20», — с гордостью говорит Аня.
Онлайн-шопинг вузов
В последнем классе ученики начинают подавать заявки на платформе Parcoursup, где вузы, высшие школы и подготовительные курсы доступны в одном интерфейсе. В заявке нужно указать приоритеты, приложить мотивационное письмо, иногда портфолио.
— Это все похоже на онлайн-шоппинг, — говорит Аня. — Выбираешь университеты и добавляешь их в корзину. Я подавала в несколько высших школ, и в ту, в которую больше всего хотела, попала с девятого места в списке ожидания. Главное — следить за сроками и все правильно заполнить.