История Земли длиной в 4,6 миллиардов лет. Представить такой срок невозможно. Эстонский режиссер Маргус Паю предлагает сопоставить его с 46-ю годами человеческой жизни. Большая ее часть покрыта тайной. Динозавры появились, когда нашему «человеку» исполнилось 45 лет, а человекоподобные обезьяны – лишь неделю назад, и только условную минуту назад люди вступили в промышленную эру… В таком контексте все видится в ином свете, убежден режиссер. Что отличает науку от искусства? Что главное в хорошем кино? Эти и другие вопросы «Европульс» задал Маргусу Паю, который привез в Москву на фестиваль «КиноФЭст» свой семейный приключенческий фильм, побивший все рекорды по кассовым сборам в Эстонии.
Ваша лента «Тайное общество Суповки» — это тот самый редкий сейчас жанр приключенческого фильма для семейного и детского просмотра. Почему вы выбрали именно его?
Вряд ли кто-либо из нас, режиссеров, рассуждает так: сейчас я сниму любовную драму или, пожалуй, выберу триллер, а еще лучше – блокбастер… Так, скорее, думают кинопродюссеры, поскольку именно они больше пекутся о сборах, аудитории. Для меня же, как для режиссера, всегда гораздо важнее сама история или тема, и только в последнюю очередь я осознаю, что она относится к тому или иному жанру. В случае с нашим фильмом «Тайное общество Суповки» мне понравилась тема – познание мира, открытия, сделанные с помощью подсказок в истории и ссылок на события прошлого. Для того, чтобы разгадать главный «пазл» в фильме, наши юные герои должны сначала узнать кое-что об истории их родного города. Им нужно научиться замечать маленькие знаки вокруг себя, которые оставило прошлое. Мы живем сейчас в эпохе, когда люди много думают о будущем – и это правильно. Но в то же время нам не следует забывать о прошедших временах и об истории.
Этот «месседж» вы, как режиссер, стремитесь донести до зрителя? А какие еще темы вас волнуют? Интересно, за какое кино вы ни за что не возьметесь?
Продолжу уже высказанную мысль: для меня всегда была важна память о прошлом, вне зависимости от темы фильма. Я бы хотел рассказать простую историю, которая в то же время расставит все по своим местам. Образ мне подсказал известный эстонский биолог Фред Юсси (Fred Jüssi) – это история планеты Земля, которая насчитывает уже 4,6 млрд лет. Нам, людям, очень трудно представить себе такой невероятный отрезок времени. Для лучшего понимания можно сопоставить его с 46-ю годами человеческой жизни. Начнем с начала, представим: вот перед нами человек в возрасте 46 лет, и о первых семи годах его жизни мы вообще ничего не знаем. О его зрелых годах известно лишь несколько случайных фактов. Например, динозавры стали ходить по земле тогда, когда нашему «человеку» стукнуло 45 лет, а млекопитающие появились всего 8 месяцев назад. В середине прошлой нелели появились первые человекоподобные обезьяны, и буквально пару дней назад на Земле закончился последний Ледниковый период. Лишь час назад человек занялся сельским хозяйством, а промышленная революция началась… 60 секунд назад.
А ведь если задуматься, насколько недавно мы живем на планете Земля, то сразу начинаешь видеть многие вещи совершенно в ином свете. Люди ведут себя как короли и величают себя правителями планеты, забывая о том, что появились в этом «46-летнем королевстве» всего пару часов назад. Мы не должны забывать об этом, размышляя об исторических событиях или вехах своей жизни. Темы, которые мне кажутся важными, интригующими, как правило, связаны с историей в глобальном смысле и человеческими взаимоотношениями в этом контексте.
Что ищут герои ваших фильмов? А что мечтаете найти лично вы – в своей жизни и работе?
Один эстонский театральный режиссер однажды сказал, что в искустве каждый индивид «должен изобрести велосипед». История искусств вся об этом – об изобретении велосипеда снова и снова. В науке же, если условный «велосипед» уже создан, нет никакого смысла делать это в очередной раз. А в искуссве все наоборот. Каждый творческий человек: будь то писатель, актер, художник, музыкант должен снова и снова «изобретать велосипед». Искусство – это не про прогресс, а про то, чтобы быть и оставаться человеком. Именно этим я стараюсь заниматься в своей работе (изобретать велосипед), и тем же занимаются герои моих фильмов.
Что главное, на ваш взгляд, в хорошем кино?
Это очень простой компонент, но его труднее всего отыскать – идея. По крайней мере, для меня.
Расскажите об эстонском кинематографе. Тяжело ли молодым режиссерам и продюссерам найти финансирование и другие ресурсы для проектов? И тем более, как объяснить зрителю, который привык к условным «звездным войнам» и другим голливудским историям, что ваш фильм стоит посмотреть?
Конечно наш кинематограф мал, и в этом его главная проблема. Но в то же время, я полагаю, что проблемы у всех одинаковые вне зависимости от размера индустрии. Все больше и больше картин каждый год выходит на экраны в Эстонии, и все большее количество людей идет в кинотеатры их смотреть, поэтому тенденция, на самом деле, прослеживается хорошая.
Как заинтриговать и завлечь зрителя на не голливудский, а «домашний» фильм? У меня нет никаких секретных рецептов, главный «трюк» здесь – просто снимать хорошее кино, которое рассказывает, действительно, интересные и трогательные истории, и визуально красиво сделано. Кстати, в прошлом году два эстонских фильма побили рекорды зрительской аудитории в Эстонии – это были фильмы как раз «Секретное сообщество Суповки» и исторический военный эпос «1944».
Есть такая программе Creative Europe Media, которая оказывает финансовую поддержку разнообразных проектов в сфере искусства и культуры. Вы пользовались когда-нибудь европейским финансированием?
Да, наша «Суповка» получила в том числе и поддержку программы EU Media, а также Фонда European Eurimage. Эти программы крайне полезны, но, поскольку все страны-члены ЕС имеют к ним доступ, конкуренция очень высокая, и добиться получения грантов нелегко.
Если бы у вас был неограниченный бюджет, что бы вы сняли?
Недавно мне подарили книгу эстонского историка и дипломата Маргуса Лайдре «Domus Belli» (лат. «Дом войны»). Книга рассказывает о Ливонской войне 16-го столетия. Маргус Лайдре ставит эту войну в более широкий контекст исторических событий, которые происходили в 16-17 веках в северной Европе. Он ввел новый термин «Северная столетняя война». Это действительно замечательная книга с великими историческими персонажами и невероятными сюжетными поворотами, которую можно было бы экранизировать в отличный телевизионный сериал, снять нечто подобное европейскому историческому сериалу «Борджиа» (Borgias), который несколько лет назад создал ирландский сценарист и режиссер Нил Джордан.
Что вы смотрите в свободное время? Может, порекомендуете какие-нибудь яркие эстонские фильмы?
Есть много замечательных эстонских картин, которые вышли в свет в последние несколько лет и которые зрители могут увидеть во время Дней эстонской культуры в Москве. В первую очередь, я бы предложил обратить внимание на эти ленты. Например, «Мандарины» (Tangerines) — фильм с великолепным сценарием и прекрасной актерской работой. Главную роль там играет эстонский актер театра и кино легендарный Лембит Ульфсак, которого должны помнить российские зрители еще со времен его молодости. Он сыграл множество ролей, в том числе, например, Тиля Уленшпигеля в ленте «Легенда о Тиле» (1977) и Жака Паганеля в «Поисках капитана Гранта» (1986).
Но если нет возможности попасть на фестиваль, тогда я бы порекомендовал увидеть в Москве еще одного великолепного эстонского актера. Режиссер театра и кино, актер Эльмо Нюганен играет главную роль в театральной постановке «Фаренгейт 415» в постановке Адольфа Шапиро в театре Et Cetеra. Кстати, недавний фильм Нюганена – пацифистский военный эпос «1944» – также включен в программу «КиноФЭста» в Москве.
Интервью «Европульса»: