Евротренд

Болото с иголочки и тест-площадка для зеленых инноваций: чем удивляет Таллин в статусе Зеленой столицы Европы

В далеком 2006 году тогдашний мэр Таллина Юри Ратас предложил ежегодно выбирать Зеленую столицу Европы – город, который успешно решает проблемы урбанистической окружающей среды и готов поделиться опытом. Через два года состоялся первый конкурс заявок, а через четыре – появилась первая Зеленая столица Европы — Стокгольм. Спустя еще 13 лет и 5 попыток (именно столько заявок подавал Таллин) титул Зеленой столицы вернулся на свою историческую родину – в столицу Эстонии.

Стать Зеленой столицей для Таллина было непросто, но стратегический подход к устойчивому развитию города, готовность экспериментировать, а главное, вовлечение жителей во все эти процессы постепенно преображают город.

От бетонных джунглей к местным экосистемам

Старый город Таллина — один из самых сохранных в Восточной и Центральной Европе. Его ансамбль, который практически не менялся с XIII века, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но современная часть города долго развивалась отнюдь не в русле устойчивого развития. Главная проблема была в общей планировке, рассчитанной на удобство автомобилистов.

Таллин разделяли на части широкие автомагистрали, по которым было удобно перемещаться только на автомобиле. Новые жилые кварталы проектировались из расчета, что на 10 квартир приходится 13 автомобилей. Вся жизнь была сосредоточена в центре, а в спальных районах были только самые необходимые учреждения (детские сады, поликлиники, школы).

Но с середины 2010-х годов мэрия города начала постепенно забирать его у машин и делать удобным для пешеходов.

Первой ласточкой стала отмена платы за проезд на общественном транспорте для всех жителей города. В 2013 году Таллин стал первой в мире столицей, пошедший на такую меру. Но само по себе это не принесло результата — таллинцы не спешили пересаживаться на автобусы, трамваи и троллейбусы, предпочитая автомобили.

Тогда городские власти решились перейти к более радикальным мерам и менять не только транспорт, но и городское устройство. В 2020 году была принята стратегия «Таллин — 2035» , где одно из важных нововведений – «Концепция 15 минут». К 2035 году минимум у 75% горожан «будет возможность заниматься своими повседневными делами в пешей доступности (15 минут ходьбы) от места жительства или работы». Коворкинги и деловые центры, дома культуры и фитнес-клубы будут появляться в каждом районе. Причем для этого не планируется сносить существующие постройки и возводить новые (по данным Еврокомиссии, на строительный сектор ЕС приходится 35% всех отходов и до 12% выбросов парниковых газов). Вместо этого власти планируют выкупать площади торговых центров, которые и так есть почти в каждом районе, и переоборудовать их. Существующие муниципальные постройки тоже будут использоваться более рационально.

Новые зеленые зоны и целые зеленые коридоры

Передвигаться по городу пешком станет удобнее не только людям, но и животным. В преддверии года Зеленой столицы в Таллине разработали план создания «Сети зеленой мобильности». В результате 65% территории города будут составлять природные угодья — парки, сады, даже леса и болота.

Пожалуй, самый масштабный из проектов озеленения — линейный парк Путукавяйл. Этот зеленый коридор длиной 14 километров пройдет через весь город и затронет шесть из восьми районов Таллина. Деревья и луговые травы появятся, к примеру, на месте заброшенной железной дороги и высоковольтной линии (идущие по ней кабели предварительно спрячут под землю). Создатели проекта собираются интегрировать природную среду в городскую: например, использовать старые гаражи как многоуровневые грядки. На крышах посадят растения, предпочитающие солнце, а между гаражами — любителей тени. В парке оборудуют тропинки для пешеходов и велосипедистов (никаких машин и пересекающих парк автотрасс!). Кроме того, здесь будут тестировать разные подходы к восстановлению биоразнообразия в городах, в первую очередь в отношении насекомых-опылителей: высаживать медоносные травы, организовывать городские пасеки и реже косить траву. А в нескольких местах организуют сады и огороды совместного пользования. Одни участки можно будет брать в аренду, а другие будут принадлежать школам и детским садам. Там дети будет не только отдыхать, но и самостоятельно выращивать овощи, зелень и ягоды.

Похожий проект объединит еще три приморских района: Кесклинн, Ласнамяэ и Пирита. Здесь появится Глинтовый парк, который в свою очередь будет соприкасаться с другими зелеными территориями города. Он объединит разные природные сообщества, возникшие на Балтийско-Ладожском глинте в городской черте: от заброшенных каменоломен до влажных лесов. Сам глинт — это гигантский обрыв природного происхождения, состоящий из песчаных и глинистых пород с известняковыми прослойками, как слоеный пирог. Эта структура протянулась по берегу Балтийского моря от Швеции до Ленинградской области в России. Основатели Таллина использовали глинт как естественное укрепление, так что история города (да и всей Эстонии) неразрывно с ним связана.

Но, наверное, самый оригинальный проект Таллина в сфере озеленения — восстановление болота в черте города. Всего в получасе езды от центра расположился заповедник Пяскула. Это одно из самых диких мест Таллина. Здесь растет боьлше 300 видов растений, среди которых, например, дикие орхидеи, обитает 140 видов диких птиц, 17 видов стрекоз, многочисленные шмели и бабочки.

Природоохранный статус Пяскула получил в 2013 году, преимущественно как лес, но раньше здесь было обширное болото. С 1974 по 2007 год неподалеку организовали свалку отходов, и для удобства болото осушили. Сейчас топи сохранились лишь на небольшой части Пяскулы, а на осушенной территории много торфяников, не раз возгоравшихся из-за летней жары.

Чтобы снизить риск пожаров, город решил снова затопить часть территории Пяскулы, и перед ними встала непростая задача — как сделать это с минимальным ущербом для сложившейся экосистемы? Самым удачным вариантом оказалось запрудить канавы, вырытые когда-то для отвода воды. Два источника постепенно заполнят эти канавы, а оттуда вода просочится в почву.

В октябре 2022 года таллинцы-волонтеры построили первые плотины, работа возобновится с приходом весны.
Стоит отметить, что заболачивание леса не помешает местным жителям в нем гулять. Как только Пяскула получил статус охраняемой территории, там построили деревянные настилы, по которым люди продолжат гулять и после заболачивания. Такие экотропы мало соприкасаются с почвой (чтобы не вредить зеленому покрову), поэтому не слишком пострадают от влаги.

Не только мэрия, но и сами горожане

«Титул Зеленой столицы – это аванс городу, который старается быть зеленым», – говорит амбассадор зеленой столицы Алена Зуева, отмечая, что Таллин получил заветный титул во многом благодаря работе с местным сообществом. Уже сама «должность» амбассадора зеленой столицы — отличный задел для диалога между городскими властями и жителями.

В обычной жизни Алена руководит НКО, которая занимается раздельным сбором отходов. Чтобы рассказывать о мероприятиях и долгосрочных планах Таллина, организаторы отобрали ее и еще пятерых человек. Среди них, например, директор ресторана, где блюда готовят из местных продуктов, исполнительный директор компании по производству противоугонных велопарковок и представитель городского департамента окружающей среды. Они помогают горожанам и гостям Таллина ориентироваться в 60 с лишним мероприятиях, которые запланировала Зеленая столица 2023 года, и будут подогревать интерес к теме устойчивого развития города, когда полномочия Зеленой столицы уйдут к следующему городу.

Помимо поиска «зеленых амбассадоров» в преддверии 2023 года организаторы начали искать интересные идеи для «зеленого» развития Таллина. В 2022 году мэрия объявила конкурс «Народный бюджет», где каждый житель старше 14 лет мог предложить для своего района идею по благоустройству, связанному с окружающей средой. После этого месяц отводился на голосование — в нем мог участвовать каждый житель, независимо от места прописки.

В результате почти 9,5 тысячи таллинцев отдали голоса за 114 проектов и выбрали 8 победителей — по одному на каждый район (в каждом районе число проголосовавших превысило кворум). Среди них оказались как очень практичные и даже приземленные идеи — оснастить общественными туалетами парки одного из районов или установить на всей территории района краны с питьевой водой, так и более «возвышенные» — вроде озеленения крыш на автобусных остановках (одна из первых таких остановок появилась в Нидерландах).

Еще один проект, появившийся в Эстонии больше 10 лет назад и «завирусившийся» с тех пор во всем мире, станет одним из гвоздей программы Зеленой столицы. Осенью состоится традиционный Всемирный день чистоты. В этот день миллионы волонтеров по всей планете выходят на природу, чтобы собрать мусор. Идея этого флешмоба зародилась в Эстонии в 2012 году, с тех пор официальные представительства организаторов — НКО Let’s Do It World появились в 164 странах, а акции проводятся в 180 странах мира. В общей сложности в них приняли участие больше 60 миллионов человек, а задача проекта — добиться того, чтобы в акциях участвовали минимум 5% населения стран — ведь именно столько нужно для изменения поведения всего общества.

В 2023 году темой Всемирного дня чистоты в Таллине станет очистка Балтийского моря. К Таллину присоединятся другие города, расположенные на побережье, а главной целью будет очистка пляжей и устьев рек от пластика и других отходов.

Цифровой двойник города

Совместный проект Таллина и Хельсинки GreenTwins создает цифровые двойники этих двух городов, которые описывают реальную городскую среду, ее характеристики и поведение в меняющихся условиях. Цифровые двойники могут быть представлены в виде моделей, симуляций или алгоритмов. Изменения одних их параметров повлияет на всю систему.

Самые развитые города мира начинают использовать цифровых двойников. Чаще всего с их помощью модернизируют транспортные системы и планируют городскую застройку. Самый известный — цифровой двойник Сингапура. Создатели GreenTwins пошли дальше — их двойники описывают не созданную человеком (транспорт и застройка), а природную систему города и помогают решить, например, в каком месте нужно высадить кусты и деревья при реконструкции улицы, чтобы как можно эффективнее снизить уровень шумового загрязнения.

Второй нетипичный для цифровых двойников аспект проекта GreenTwins — привлечение жителей. Обычно с такими сложными программами работают только специалисты, но Таллин и Хельсинки хотят вовлечь в процессы планирования как можно больше заинтересованных людей.

Для этого в рамках проекта будут созданы ресурсы (в том числе мобильное приложение для совместного планирования), с помощью которых любой желающий сможет посмотреть, как те или иные изменения повлияют на город в целом. Весной 2023 года в центре Таллина откроется центр CityHUB, где можно будет познакомиться с визуализацией цифрового двойника города и попробовать на него повлиять. Упрощенные версии двойника будут доступны и в компьютерном приложении, так что тестировать задумки можно будет не выходя из дома.

Таллин планирует эксперименты и за пределами виртуальной реальности. В рамках проекта Green Tracks в городе на протяжении всего года будут появляться поп-ап парки (в них растения высаживаются не в открытый грунт, а в кадки, которые можно передвигать). Например, такой парк раскинется на Ратушной площади в старом городе. Там же будут тестировать «климатически чувствительные» элементы городской инфраструктуры. Например, уличную мебель с функцией зарядки, которая сама вырабатывает электричество с помощью солнечных батарей, или дорожные знаки, которые сами отслеживают ситуацию на дороге (похожий знак тестируют в Финляндии — это знак пешеходного перехода, который сам обнаруживает подходящего пешехода и начинает мигать специальными огнями, дополнительно предупреждая водителей).

Высокие технологии для транспорта

Чтобы снизить антропогенную нагрузку крупных городов, без новых технологий не обойтись. Практически любой аспект жизни города можно сделать менее затратным с точки зрения экологии, если вооружиться научно-практическим подходом.

Таллин давно тестирует и применяет высокотехнологичные решения. Например, по центру можно прокатиться на беспилотном автобусе эстонской компании Auve Tech (для таллинцев это бесплатно, как и любой другой общественный транспорт). Снижают ли автомобили-беспилотники вредное воздействие на окружающую среду ПЛ сравнению с обычными — вопрос открытый в профессиональном сообществе. Но в случае Таллина ответ скорее всего «Да». Во-первых, автобус Auve Tech обладает электродвигателем. Хотя дизельных автобусов в Таллине не осталось, многие используют горючее топливо (чаще всего жидкое биотопливо), а значит все-таки создают выбросы при работе. А во-вторых, любая «фишка», которая может сподвигнуть водителя сесть на пассажирское сидение в общественном транспорте сама по себе маленькая победа.

Беспилотники возят по улицам Таллина не только людей. Посылку от почты до подъезда адресата может доставить робот-курьер.

Еще одна инновация в сфере зеленого транспорта — платформа MaaS, которая с августа 2023 года объединит транспортные системы Таллина и другого города — Тарту. Через платформу (на сайте или в мобильном приложении) можно будет построить маршрут, оплатить билет и заказать транспорт на нужное время. MaaS специально заточен под общественный транспорт, в нем отображаются не только автобусы и трамваи, но и велосипеды и электросамокаты из городской системы проката. Платформа позволяет резервировать легкий транспорт, чтобы, например, выйдя из автобуса, пользователи были уверены, что найдут на ближайшей стоянке прокатный велосипед.

Мировая площадка для тестирования инноваций

Конечно, «умные» городские решения связаны не только с транспортом. В Таллине, например, работает система умного водоотведения (сточные воды очищаются, из них извлекается биомасса для переработки, а сами воды проходят несколько стадий фильтрации в зависимости от степени загрязнения — и все это в автоматическом режиме, почти без участия человека).

Работает система раздельного сбора отходов, а некоторые компании изобретают способы расширить спектр перерабатываемого мусора. Например, в прошлом году на пляжах установили специальные пепельницы, а собранные в них окурки (один из самых токсичных видов повседневных отходов, заражающих почву и воду тяжелыми металлами и другими вредными соединениями) переработали и сделали сырье для 3D-печати. Все это многообразие вдохновило мэрию города на то, чтобы в рамках года Зеленой столицы открыть Таллин для тестов высокотехнологичных решений.

А еще в одном из районов города тестируют приложение, которое показывает загруженность дорог и уровень шума, чтобы жители могли выбрать другие маршруты.

В рамках проекта Test in Tallinn мэрия приглашает компании из любой страны мира проверить на практике свои инновации в сферах городской мобильности или энергоэффективности. Команда проекта отбирает кандидатов, которым дадут доступ к городским пространствам или цифровым ресурсам. Например, проект или услугу можно предложить резидентам одного из двух инновационных центов Таллина (Ülemiste City или Tehnopol), а инновации в сфере обеспечения производственного процесса обкатать с одной из больших компаний-партнеров или даже в самой мэрии города.

«Зеленое» будущее

Как бы ни старался Таллин очистить и озеленить свою территорию, ему, столичному городу с населением больше 425 тысяч человек, в плане абсолютных эко-показателей (площади озеленения, чистоты воздуха и воды, уровня шума и так далее) далеко до менее крупных городов, в том числе тех, которые никогда не были Зеленой столицей. Но Зеленая столица Европы — это не только и не столько абсолютные показатели. Один из важнейших критериев — четкое видение «зеленого» будущего (стратегии устойчивого развития) и конкретных шагов для ее достижения. И здесь Таллин даст фору многим городам.

В стратегии  «Таллин – 2035» помимо концепции «15 минут» прописаны многочисленные ориентиры, объединенные в 6 стратегических целей, две из которых напрямую связаны с охраной окружающей среды и «зеленой» экономикой.

«Зеленый переход» — это развитие экономики замкнутого цикла и улучшение экологических показателей; «Весь Таллин в движении» — развитие транспорта с упором на «мягкие» виды: электробусов до инфраструктуры для пешеходов. Остальные 4 цели согласуются с целями устойчивого развития ООН и тоже косвенно помогают снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду.

На следующий год после принятия стратегии общеевропейское жюри присудило титул Зеленой столицы Таллину, и спустя 2 года, когда титул перешел к нему официально, многие мероприятия посвящены решению поставленных в стратегии задач. Но на стратегии формирование видения будущего не заканчивается. 

«Один из наших стратегических приоритетов — запустить широкое обсуждение новых форм управления, которые поддерживали бы и переход города к устойчивому развитию, и местные «зеленые» инициативы», — сказал мэр Таллина Михаил Кылварт на конференции в честь передачи Таллину полномочий Зеленой столицы. Один из флагманских проектов Таллина — как раз про поиск новых подходов к совместному уравнению.

Какие города уже были Зелеными столицами

Титул Зеленой столицы Европы Еврокомиссия присуждает ежегодно начиная с 2008 года. На него могут претендовать европейские города (входящие в страны Европейской экономической зоны) с населением больше 100 тысяч человек, которые стремятся стать чище и зеленее и готовы поделиться опытом с другими городами.

Города-кандидаты оцениваются по 12 критериям, среди которых — качество воздуха и воды, поддержание биоразнообразия, развитие «зеленого» городского транспорта и «устойчивое» развитие. С 2019 года Зеленые столицы ориентируются на задачи в рамках Европейского Зеленого курса (European Green Deal), а их цель — внедрить на местах такие практики, которые позволят решать эти задачи. Например, это снижение выбросов парниковых газов к 2030 году на 55% по сравнению с уровнем 1990 года, борьба за популяции насекомых-опылителей по всей Европе и высадка 3 миллиардов деревьев за 10 лет).

На данный момент титул Зеленой столицы был присвоен 14 городам. В 2022 году Зеленой столицей Европы был французский город Гренобль, а в 2024 году, после Таллина, Зеленой столицей станет Валенсия (Испания).