Спасение от жары
Расположенный недалеко от итальянской границы на юго-востоке Франции Гренобль — город со сложными погодными условиями. Летом выпадает много осадков, но в солнечные дни (а их большинство) горожане оказываются под палящим солнцем, разогревающим Гренобль подчас до 45 градусов.
Чтобы в период с мая по сентябрь можно было выбираться на раскаленную улицу, ездить на велосипедах и ходить пешком, город стал максимально «затемняться» с помощью зелени. Любой двор, спортплощадка, общественное пространство спасается от жары естественным прикрытием густыми ветвями высоких деревьев и вьющимися по шпалерам растениями.
Но главное – обеспечить постоянный «доступ» к прохладе во время экстремальной жары. Сейчас город собирается нанести на карту самые тенистые улицы, обеспечить горожанам доступ к питьевой воде во время прогулок и изменить их рабочий график так, чтобы в самые жаркие часы не приходилось выходить из домов.
Питьевые фонтанчики уже стали украшением города — каждый сделан в своем стиле. Есть и фонтаны – их струи вырастают прямо из тротуарной плитки во всех парках и скверах. Но даже такие фонтаны — уже вчерашний день, и на смену им приходят установки для распыления воды и так называемые водяные зеркала: это мелкие бассейны небольшой площади, которые остужают воздух поблизости. В будущем те или иные водные установки в Гренобле должны будут включаться даже в дизайн детских и спортивных площадок.
К будущему лету в Гренобле появятся временные системы охлаждения. Белые полотняные тенты, распыление ледяной воды, холодильные установки не только для напитков и мороженого, но и охлаждения воздуха, а также чаши со льдом — вот неполный перечень того, что получат жители Гренобля.
Город зеленого цвета
Как и многие города, Гренобль делится на зоны: старый центр, микрорайоны-спутники с панельными домами, пригороды с дорогими коттеджами. Контраст между кварталами, возведенными во время экономического бума в 1960-х годах, и роскошными виллами у подножия гор огромен. Город решил стереть этот контраст и озеленить все районы.
Природа в Гренобле, конечно, есть, но важно, чтобы доступ к зелени был у жителей абсолютно каждой улицы. С этой целью создаются «зеленые туннели» — прогулочные скверы, связывающие четыре больших парка так, чтобы можно было обойти их все, не выходя за границы природной зоны. Еще не весь город опутан такими «туннелями», однако дело движется очень активно.
Одновременно власти поощряют горожан, решивших озеленить дворы, лестницы, фасады и крыши своих домов. Для локальных и вертикальных садов Гренобль продолжает развивать новые участки дренажной системы, позволяющей использовать дождевую воду для полива. На ярмарках выходного дня раздают саженцы и рассаду; к садовым работам привлекают школьников в рамках заботы о родном городе. А еще за небольшие деньги можно вызвать домой помощника по саду, который все объяснит, покажет и проконтролирует посадку или полив.
Оказалось также, что в Гренобле довольно много заброшенных промышленных площадок, неиспользуемых автостоянок и просто ничейных пустырей. Все эти территории превращаются в сады и огороды, получившие название «зеленых островов». И вот тут микроклимат Гренобля во благо: много солнца и частые дожди позволяют выращивать пышные кущи посреди урбанистического пейзажа.
В течение последних 15 лет в Гренобле восстанавливаются и активно строятся новые парки и эко-улицы, получающие национальные награды, а эко-район «Парк Флобера» назначен образцом развития города будущего.
Чистый воздух
Греноблю расти некуда: он находится на стыке трех ледниковых долин между горными массивами. Хотя в там живет только 160 тысяч человек, Гренобль занимает третье место по плотности населения среди французских городов.
Из-за того, что Гренобль стоит в котловине и окружен высокими вершинами гор, на дне этой котловины скапливается слишком много промышленных и транспортных выбросов, загрязняющих атмосферу. Городу не хватает пространства и ветров, которые в других городах работают как воздушные метлы, очищающие воздух от грязных соединений. В итоге вредные вещества в воздухе Гренобля стали регулярно превышать нормы, установленные Всемирной организацией здравоохранения.
Так продолжалось до начала 21-го века. В 2005 году городские власти, пережив несколько судебных процессов и в итоге словно опомнившись, первыми во Франции приняли Климатический план.
Меры оказались строгими по сравнению с другими французскими городами: постепенный переход к полному отказу от бензиновых автомобилей, перевод части традиционных грузоперевозок на доставку велосипедами и электромобилями, высокие штрафы за нарушение установленных правил. За 10 последних лет концентрация мелких отравляющих частиц и парниковых газов в атмосфере снизилась почти на 25%, а к 2050 году их должно стать на 50% меньше.
Меньше дорог, больше дорожек
Для того, чтобы создать в Гренобле по-настоящему работающую сеть районных пешеходных и велосипедных дорожек, город попросил жителей начать наносить на карту удобные или интересные маршруты для пешеходов и велосипедистов. У каждого есть реальный шанс обеспечить себе велотрассу от порога дома до дверей офиса. Гренобль начал не с нуля: здесь впервые во Франции открылась полностью свободная от машин пешеходная зона — еще в 1969 году, когда в других городах о таком никто и не помышлял.
Дорогу общественному транспорту
Пользоваться общественным транспортом в Гренобле было неудобно: всего одна трамвайная линия и не связанные между собой автобусные маршруты. Теперь Гренобль обзавелся четырьмя трамвайными линиями и эффективной автобусной сетью. За проезд жители платят только 50%, а другую половину билета компенсирует город.
Но и автобусы уже отходят в прошлое, уступая дорогу велосипедам (в том числе с электродвигателем), скутерам и электросамокатам. Чтобы жители чаще пользовались этим легким транспортом, в городе создали прокат по типу каршеринга, а половину стоимости поездки платят работодатели.
В итоге уже сейчас Гренобль на 2 месте во Франции по активности велодвижения после туристического Страсбурга, где этой темой занимаются уже давно.
Чисто и тихо
Перегруженный транспортом, Гренобль был городом не только грязным, но и шумным.
Чтобы сделать город тише, в Гренобле стали законодательно выделять чистые и спокойные зоны без автотранспорта (или почти без него); «очищать» парк автобусов от дизельных двигателей и выдавать жителям Гренобля 13 тысяч евро на покупку электрокара вместо бензинового автомобиля.
Но даже и электромобили становятся не самыми желанными участниками городского движения. Проезд и парковка автомобилей реорганизованы таким образом, чтобы в центр города могли попасть немногие, а парковаться на центральных улицах имели право только местные жители. Сужаются дороги, а вот тротуары — наоборот, становятся шире. Это общий тренд современной урбанистики: если еще три десятилетия назад города ориентировались на нужды автомобилистов, то теперь на первом месте комфорт и безопасность пешеходов.
Титул Зеленой столицы Европы Еврокомиссия с 2008 года присуждает городам с населением более 100 тысяч человек. В международном жюри — эксперты в области устойчивого развития. Города-кандидаты оцениваются по 12 критериям, среди которых качество воздуха и воды, поддержание биоразнообразия, развитие «зеленого» городского транспорта и «устойчивое» развитие.