Евротренд

«Можно многому научиться на ошибках других»: главный архитектор Будапешта Шандор Финта

У Москвы и Будапешта – двух современных европейских столиц, оказывается, немало общего. Каковы сильные стороны и «слабости» современного города? Как решить проблему пробок? Можно ли с минимальными усилиями преобразить город, нанеся на его карту как можно больше зеленых вкраплений? Известный архитектор, дизайнер, основатель Венгерского центра современной архитектуры KÉK, а с 2012 года и главный архитектор Будапешта Шандор Финта уверен, что город – это «органическая сущность», которая развивается по своим законам. Однако даже плотно застроенный мегаполис можно превратить в максимально комфортное и приятное место для жизни. Об опыте Будапешта Шандор Финта рассказал в интервью «Европульсу».

image2
Шандор Финта

На ваш взгляд, можно ли назвать Будапешт современным, удобным, уютным городом для жизни?

Будапешт – очень комфортный город с уникальной атмосферой. Его сильными сторонами я считаю его прекрасный ландшафт, уникальную архитектуру и богатую культурную жизнь. В Будапеште вы всегда можете найти что-то особенное для себя. Сфера услуг в городе прекрасно развита, при этом стоимость жизни – относительно невысока, по сравнению с другими крупными городами мира.

 Большинство европейских столиц и крупных мегаполисов сталкиваются с серьезными транспортными проблемами – пробками, загазованностью. Они актуальны для Будапешта? Как вы пытаетесь их решить?

Разумеется, Будапешт, как многие крупные города, столкнулся с проблемой чрезмерной загрузки дорог, особенно в центре города, что усугубляется не только особенностями топографии столицы, но и ростом пригородов, который вроде бы немного затормозился в последнее время.

Что мы делаем? Город постепенно сокращает автомобильный трафик и инвестирует в развитие устойчивой мультимодальной транспортной системы. Однако мы уверены, что этот процесс должен проходить очень постепенно, шаг за шагом, причем на каждом шагу нужно проводить мониторинг, «сверять часы» с жителями. Население должно постепенно привыкать, приспосабливаться к новым условиям. В этом случае мы сможем минимизировать социальные конфликты, в частности, между автомобилистами и велосипедистами. Говоря о развитии транспорта, хочу подчеркнуть, что Европейский союз оказывает серьезную финансовую поддержку проектам, направленным на защиту окружающей среды.

А у вас есть любимые места в Будапеште? Какими из них вы особенно гордитесь?

Мои любимые здания и общественные пространства в городе – это те, которые своим появлением давали новую жизнь объектам городской среды из другой эпохи. Одно из таких – площадь Эржебет в центре города. Ее история необычна: там планировалось построить новое здание Национального театра, и процесс начался в 1998 году. Однако в том же году сменилось правительство, и проект был остановлен. Новое здание театра в итоге было возведено совершенно в другом месте (не в центре города), а фундамент, который успели поставить на Эржебет, в итоге был видоизменен и перепланирован под общественное пространство, которое стало популярным местом встречи для жителей города. Эта площадка настолько востребована сейчас, что уже с трудом вмещает всех желающих – очевидно, в Будапеште есть огромный спрос на такие зеленые общественные пространства, плотно вплетенные в ткань города.

05
Скейт-парк на площади Эржебет

Еще люблю парк Millenáris – общественное пространство в Буде на месте заброшенной фабрики по производству оборудования Ganz. Прекрасный пример новой жизни старого промышленного объекта, наполненного сегодня культурным смыслом (там проводятся концерты, выставки и т.д. – прим. ред.) и служащего как зона для отдыха.

Обновленный, осовремененный парк Неру (Nehru), расположенный на набережной Дуная, не только имеет большой потенциал стать популярным местом отдыха в городе, но и является хорошим примером «браунфилда» (трансформации бывших промзон), поскольку парк разбит рядом с современным торговым центром The Whale («Кит»), построенным архитектором Касом Остерхаусом на месте складских помещений 19 века.

И раз уж мы заговорили о зданиях, то, помимо тех, что я уже упомянул, мне еще нравятся постройки эпохи позднего модернизма, например, бывшая штаб-квартира Профсоюза венгерских рабочих-строителей (MÉMOSZ), возведенная в 1948-1949 годах, или кафе «Транзит» в здании бывшего автовокзала. Некоторые многоквартирные дома, построенных на рубеже 19-20 веков, были полностью восстановлены и переделаны в комфортные, современные офисные здания. Есть несколько прекрасных примеров такой успешной трансформации. Мой любимый – Eiffel Palace, старая типография с богато украшенными фасадами, была замечательно адаптирована под нужды сегодняшнего дня и находится в ведении Венгерского национального банка.

Вы разрабатывали проекты станций метрополитена в Будапеште. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы современного подземного строительства и дизайна?

Я думаю, тут приоритет следует отдавать функциональности. Архитекторы должны искать способы совместить функциональное совершенство с максимальной эффективностью затрат. Если спроектировать станции метро с умом и заботой о горожанах, то они станут не только транспортными узлами, но и общественными пространствами. Свет, высокие потолки, долговечные качественные материалы, вкрапления современного искусства – эти слагаемые помогают превратить станцию метро в место, мимо которого приятно ходить, и на котором приятно провести время.

03
Станция метро на площади Fővám

 Будапешт объявил международный конкурс на лучший архитектурный проект нового здания музея Liget Budapest на территории Городского парка. Как вы видите этого прекрасное место после обновления? А сможете сформулировать главную «миссию» зеленых зон в современном мегаполисе?

У Городского парка сейчас есть две основные функции: с одной стороны – это спорт и отдых, с другой – культура. Сейчас есть неплохой баланс между ними. Поэтому, на мой взгляд, реновация должна сохранить это хрупкое равновесие. Культурная составляющая парка будет несколько увеличена в связи со строительством нового здания музея, и – неизбежно – придется поступиться частью зеленого пространства, но важно постараться обновить существующую зеленую зону и, по возможности, тоже увеличить ее. В частности, старая парковка для машин, занимающая сейчас много места, будет перемещена под землю, а ее территория станет частью парка.

Если смотреть с глобальной точки зрения, то встает очень важный вопрос, актуальный для всего мира: как увеличить долю зеленых зон внутри плотно застроенных городов? Значительная доля тех самых «браунфилдов» (старых промзон) может быть успешно трансформирована в зеленые пространства. Иными словами, мы должны пересмотреть, переосмыслить значение «зелени» в городе. Зеленые фасады, крыши-газоны, маленькие «карманные» парки и скверы на любой свободной точке – все это можно относительно легко сделать без значительных усилий. Такие вот инновационные инструменты, действительно, могут помочь сделать города более приятными для жизни.

 На опыт каких европейских городов вы, как главный архитектор Будапешта, ориентируетесь в своей работе? Есть с кого брать пример?

Каждый город уникален, имеет свой собственный путь развития, поэтому, я думаю, не может быть примера, которому можно слепо следовать. Однако в мире множество успешных урбанистических практик, которые Будапешт мог бы взять на вооружение. Например, купальни Harbour Baths в Копенгагене – замечательный пример для Будапешта по созданию общественных пространств на набережных. Берлинские парки Gleisdreieck, Nordbahnhof и Görlitzer – отличный опыт трансформации промзон, осуществленной совместными усилиями муниципалитета, частного сектора, некоммерческих организаций и жителей.

Будапешт может также использовать опыт голландских городов или Лейпцига по предотвращению разрушения заброшенных зданий (например, старых офисов), разрешая использовать их в своих целях художникам, начинающим предпринимателям или некоммерческим организациям бесплатно или за символическую аренду. В любом случае, необходимо уделять внимание общим политическим и экономическим условиям, которые привносят эти проекты.

Города – это своего рода «органические» сущности, и мы не можем просто импортировать успешный городской проект из одного города в другой. И важно не только присматриваться к лучшим практикам, но и изучать неудачный опыт. Иногда можно многому научиться на ошибках других.

01
Панорама Будапешта