Петь в хоре — типично австрийская традиция. Здесь не принято бренчать на гитаре в подземном переходе или на площади, как это делают в Англии и Шотландии, а вот хор есть практически в любой крупной организации и почти в каждом университете.
Студент Венского университета прикладных искусств Маркос Мюльшлегель-Триантафиллу на все встречи приходит с большой сумкой на колесиках, где обычно лежат ноты, микрофоны, вода, звукозаписывающая техника. Он – создатель и руководитель студенческого хора в своем университете. При знакомстве это звучит странно: зачем студенту XXI века понадобился хор?
Маркос всегда увлекался музыкой, а сейчас заканчивает бакалавриат по арт-педагогике. У него уже есть опыт преподавания в венских школах дополнительного образования для взрослых; сейчас он параллельно с учебой работает учителем пения в одной из общеобразовательных школ города, но свой проект – это совсем другое дело.
Так и появился три года назад в университете хор, который называется «d’achor».
В хор берут всех: набор и прослушивания
Каждый семестр для Маркоса начинается одинаково — он ищет новых участников хора. Для этого он печатает флаеры и постеры, которые расклеивает по всему университету. А потом начинаются прослушивания. Количество участников хора постоянно меняется, максимум их было 30 человек. Маркос говорит, что набрать людей в группу, заинтересовать их и поддерживать стабильный состав на репетициях — очень сложно.
— Конечно, для меня это и преподавательская работа тоже, — говорит Маркос. — Но я ничему здесь не учу, у меня нет задачи поставить оценку. Скорее — создать атмосферу и сделать так, чтобы ребята начали получать удовольствие от пения. И еще для меня это своего рода арт-проект. Ведь я сам составляю программу, делаю аранжировки, меняют формат подачи известных песен.
В хор берут всех. Даже если на прослушивание пришел человек, который будет петь первый раз в жизни. Маркос говорит, что в этом деле нет плохих и хороших исполнителей: все зависит от общего настроя группы и от того, насколько каждый готов выкладываться.
Многие приходят в хор, потому что хотят познакомиться с новыми людьми, попробовать что-то новое, преодолеть свои страхи.
«Я – королева!»: репетиции
На втором этаже университета в одной из аудиторий кутерьма: собравшиеся на репетицию студенты бегают туда-сюда, кто-то идет в магазин за фруктами и сладостями, кто-то двигает мебель, кто-то помогает сделать импровизированную сцену. Сегодня будет видеосъемка.
Маркос довольно часто снимает репетиции, но сейчас особенный случай: он использует хор в своем дипломе, а съемки хора пригодятся как документация его работы. Маркос учится на преподавателя искусства и музыки, поэтому темой своего диплома он выбрал организацию репетиций хора.
С чего начинается репетиция у Маркоса? Нужно зевнуть, представить, что во рту есть что-то большое, пожевать, погудеть, но при этом контролировать язык, и поговорить скороговоркой. После чего — представить, что на голову падают капли дождя; изобразить звук капели; сделать огромные глаза и чему-то удивиться… А затем гордо сказать: «Я — королева!», «Замечательно!», «Как красиво!» и помахать рукой
— Йухууу! — отвечает хористам Маркос.
Участники хора постепенно расслабляются и приступают к забавным экспериментам — например, изображают из себя королеву.
«Здесь интересная компания»: хористы
Девочек в хоре большинство, но и мальчиков здесь много. Например, бас Димитар Генов, который год назад получил диплом по промышленному дизайну в стенах этого университета.
— Почему я присоединился к хору? Потому что мне хотелось петь, а еще — потому что здесь интересная компания. Каждую пятницу мы репетируем, а потом идем в кафе, зачастую задерживаясь до полуночи. Здесь замечательные ребята, с которыми легко общаться — не то что в традиционных хорах, где людям на горло давит бабочка и они не могут нормально разговаривать. Здесь у нас очень непринужденная атмосфера.
Как ветеран хора Димитар помогает руководителю в организационных и творческих вопросах. Например, изучает, как с помощью лупера записать закольцованный трек. Это странное устройство ребята купили после недавнего выступления в одной из венских галерей, Сецессионе. Им заплатили гонорар, но делить несколько сотен евро на 20 человек странно, поэтому было решено купить новый инструмент для звукозаписи.
Кармен Калата работает звукорежиссером и о хоре узнала от знакомых. Она давно думала о пении, но не решалась пойти. Её очень обрадовало, что занятия открыты для всех, не только для студентов этого университета и людей с исполнительским опытом.
— Петь перед кем-то всегда волнительно, — делится Кармен. — Нужно иметь какую-то степень отваги. Но группа помогает преодолеть первый страх: когда поют остальные, проще присоединиться к ним. Меня вдохновляет то, что я могу снять зажимы и выступать свободнее.
У хора есть Facebook, Twitter и страница на Youtube, а также общий чат в Whatsapp. Чатом ребята пользуются регулярно, чтобы договариваться о встречах, ходить вместе в кино. Эта менее формальная часть нравится всем участникам. Для выпускников университета это еще и хорошая возможность не терять связь с alma mater.
Не без амбиций: городские праздники и телеэфир
Еще Кармен нравится, что в хоре все разные: со своими характерами, профессиями, интересами. Но и стили музыки здесь такие же разные, как и люди, которые их исполняют. От Gangsta’s Paradise до Moby или Sweet Symphony The Verve. Маркос и еще несколько ребят из хора постоянно экспериментируют с аранжировками. Здесь поют не столько классику, сколько песни из 90-x, рэп, техно-поп.
Хор (а точнее, его руководитель) не лишен амбиций. Они выступают практически на каждом мероприятии, где могут принять участие студенты – в своем университете, других венских вузах, на городских мероприятиях вроде рождественского базара или летнего блошиного рынка. Но еще – они поют на городских праздниках и уже несколько раз выступали в эфире национального австрийского телеканала ORF.
Только песни меняются, а традиция остается.
Материалы по теме:
Dies аcademicus – веселье вместо лекций
За пределами программы: чему еще можно научиться в университете
Gap year – год, который меняет все