Евротренд

У нас все серьезно: как и почему европейские города оформляют отношения с электросамокатами

Еще лет пять назад идея отдельных правил дорожного движения для самокатов вызвала бы только смех, а сегодня над такими правилами ломают голову мэрии чуть ли не каждого крупного города Европы.

 

Медовый месяц

Все началось c распространения шеринговых сервисов с электросамокатами. В Европе такие сервисы начали появляться в 2017 году, а настоящий бум электросамокатов пришелся на 2018-2019 годы. За пару лет системы городских прокатов появились в 112 европейских городах. Стало понятно, что на электросамокатах горожане готовы ездить на работу и по делам, а не только кататься. 

Электротранспорт напрокат можно было взять и раньше, но предназначался он в основном для развлечения. Например, широкое распространение он получил в Праге – настолько широкое, что «прогонять» электросамокаты и сегвеи с тротуаров там стали, когда это еще не было мейнстримом.

Электросамокаты решают сразу несколько проблем современного города. Они легкие и маневренные, поэтому не создают пробок, в отличие от личных автомобилей. Они работают на электричестве, а значит, не загрязняют воздух. Самокаты не требуют спортивной одежды (и времени, чтобы привести себя в порядок после поездки).

Поэтому европейские города и целые страны начали поддерживать появление нового экологичного вида общественного транспорта. Например, в 2020 году городские администрации 10 польских городов начали тестировать электросамокаты в качестве корпоративного транспорта.

Дания одной из первых европейских стран включила электросамокаты в категорию настоящего транспорта. Уже в начале 2019 года электросамокаты гироскутеры и похожие транспортные средства были признаны полноценным транспортом. На них разрешили ездить по велодорожкам и даже по проезжей части, если велодорожки нет, и это стало только началом.

Дополнительным аргументом в пользу электросамокатов и их электрических собратьев стали меры социального дистанцирования, введенные в 2020 году, чтобы сдержать эпидемию коронавируса. Чтобы избежать поездок в общественном транспорте, многие европейцы предпочитали самокат или велосипед, а не личный автомобиль. В некоторых городах власти активно этому способствовали. Например, в Мадриде стали возвращать до 50% стоимости легкого электрического транспорта. А в Милане, как и во многих других городах, обустраивали новые дорожки для легкого транспорта (велосипедов, самокатов и других) за счет автодорог. 

Стоит отметить, что Евросоюз взял на себя обязательство достигнуть нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году. При этом по официальным данным на транспорт приходится около четверти этих выбросов. Так что без легких электрических транспортных средств достигнуть заявленных целей крайне затруднительно.

Кризис в отношениях

Но очень быстро стало понятно, что и у этого транспорта есть свои недостатки. Современные электросамокаты могут развивать нешуточную скорость — до 50-70 километров в час, а ездили на них сначала в основном по тротуарам. К тому же изначально, чтобы взять самокат в прокат, было достаточно зарегистрироваться в приложении. Ни водительских прав, ни средств защиты не требовалось.

С ростом популярности самих электросамокатов множились аварии с их участием.

Согласно одному датскому исследованию, если человек попал в аварию на электросамокате, вероятность получить травму у него в 7 раз выше, чем у велосипедиста (притом, что велосипедисты – одни из самых уязвимых участников дорожного движения). 

Еще одна проблема в том, что системы городского проката, как правило, разрешают парковать электросамокаты в любом удобном месте. Но что удобно для арендатора самоката, не всегда удобно для других горожан: оставленные на тротуарах электросамокаты мешают похожим.

Порой даже неподвижный электросамокат становится причиной аварии, что уж говорить о движущемся. Согласно опросу Евробарометра, 43% европейцев считают электросамокат недостаточно безопасным видом городского транспорта.

В результате за 2020-2021 годы, несмотря на пандемию и поддержку индивидуального легкого транспорта властями, количество европейских городов, где действуют службы проката, сократилось со 112 до 97. Это не значит, что электросамокатов в них не осталось совсем, ведь их можно купить. Но есть города, которые полностью запретили на своих улицах электрические транспортные средства, для управления которыми не нужны водительские права. Среди таких радикалов оказалась, например, Барселона.

Поиск правил безопасности

Тем не менее, сегодня в Европе только прокатных самокатов больше 360 тысяч, по данным Европейского форума институтов по безопасности дорожного движения (FERSI).

Власти тех городов (и стран), которые все-таки решили оставить самокаты, поняли, что для них нужны правила и ограничения. А вот на вопрос, как должны выглядеть эти правила, они отвечают по-разному. 

Например, в разных странах водители электросамокатов попадают в совершенно разные категории участников дорожного движения. В Финляндии их приравнивают к пешеходам, в Дании – к велосипедистам, в Швеции – к водителям мопедов и скутеров.

Некоторые страны уже выделили электросамокаты в отдельную категорию транспорта. Среди них — Австрия, Франция, Бельгия и Германия.

Нет единства и по вопросу, нужно ли вводить возрастные ограничения для водителей электросамокатов. В Италии этим видом транспорта нельзя пользоваться подросткам до 18 лет (самокат из городского проката просто не получится активировать с телефона, владелец которого не достиг этого возраста, к тому же за соблюдением этого правила следит дорожная полиция). В Португалии электросамокатом можно управлять с 16 лет, в Дании с 15, в Германии с 14, в Австрии и Франции с 12.

Есть множество других правил, цель которых — сделать электросамокаты безопаснее. Самые популярные — ограничение скорости. Например, в Париже в 2019 году ввели ограничение 20 километров в час. А сейчас, после аварии с участием электросамоката, в которой скончался пешеход, обсуждают еще большее ужесточение – до 10 километров в час.

В Италии предельно допустимую скорость недавно снизили с 25 до 20 километров в час. В среднем разрешенная скорость для электросамокаты колеблется около 20-25 километров в час, причем некоторые города (например Варшава) ввели дополнительные ограничения для передвижения по тротуарам и пешеходным зонам. 

Кроме того, города вводят штрафы за неправильную парковку, требуют от водителей носить шлем и снимать наушники, вводят ограничения для служб проката (например, отключают возможность арендовать самокат ночью в выходные и парковать его в неположенном месте). 

В Швеции вообще хотели запретить электросамокаты, но от этой идеи вскоре отказались. Тем не менее, в Стокгольме власти ограничили суммарное количество самокатов, доступных в разных сетях городского проката (его сократили с 25 до 12 тысяч).

Такая пестрая картина правил не только в Европе, но и во всем мире. Британский производитель электросамокатов Halfords даже создал онлайн-карту мира, где отмечены ПДД для электросамокатов в разных странах, в том числе в России.

Новый этап отношений

Пока правила меняются и устаканиваются, в европейских городах начинаются такие изменения, которые недвусмысленно дают понять, что электросамокаты останутся в них надолго.

Во-первых, под их влиянием меняется городская инфраструктура. Одни страны планируют делать специальные парковки для электросамокатов, другие — разводят транспортные потоки, чтобы снизить риск их столкновения с пешеходами или другим транспортом. Это отлично вписывается в последние тренды преобразования европейских городов: они становятся все менее ориентированными на автовладельцев и все более комфортными для пешеходов и водителей легких видов транспорта.

Более того, появляются проекты, добавляющие электросамокатам из городских прокатов необременительные задачи. Например, весной 2021 года ученые из Дублинского городского университета и предприниматели из ирландской компании Luna, занимающейся искусственным интеллектом, разработали «умную» камеру для этих устройств с системой мониторинга. Разработчики задумывали ее как помощника для водителя: камера фиксирует окружающих людей или препятствия, оценивает, где те находятся и нужно ли водителю сбросить скорость, чтобы избежать столкновения (в дальнейшем камера будет соединена с системой подачи питания, и ее искусственный интеллект сможет безопасно сбросить скорость без участия водителя).

Через несколько месяцев после начала испытаний новой системы в Дублине интерес к этой технологии проявили власти Парижа. Они решили использовать «умную» камеру не только чтобы снизить число ДТП, но и чтобы следить за городской инфраструктурой. Отслоившаяся штукатурка, покосившийся дорожный знак или дырка в асфальте, пожалуй, не приведут к аварии, но чем раньше заметить и решить эти проблемы – тем лучше. 

Если «умный» самокат заметит подобную неполадку, искусственный интеллект зафиксирует ее и отправит в мэрию города вместе с координатами. До этого масштабное сканирование города на предмет таких проблем производилось два раза в год. По расчету мэрии, новая система позволит не только содержать город в большем порядке, но и сократит расходы, если от сканирования удастся отказаться.

Так что несмотря на все противоречия электросамокаты, скорее всего, «пустят корни» в городах и скоро станут такой же неотъемлемой их частью как автобусы или многоквартирные дома.

А когда появились электросамокаты?

В это трудно поверить, но первые электросамокаты появились больше века назад. Патент на это изобретение был выдан в 1916 году. Производство наладила нью-йоркская компания Autoped, и ее название стало нарицательным. Лондонская суфражистка Флоренс Норман каталась на таком автопеде до работы и обратно.

Мотор у автопеда находился над передним колесом, «газ» и тормоз регулировался рулем (чтобы завести автопед, руль надо было потянуть на себя, как рычаг, а чтобы затормозить – оттолкнуть). Разгоняться автопед мог до 55 километров в час, но после 30 становился мало управляемым. 

Ахиллесовой пятой нового транспортного средства была цена. На родине автопеда его стоимость была около 100 долларов. Для сравнения: появившийся примерно в то же время знаменитый автомобиль Генри Форда для массового потребления стоил 820-850 долларов. Поэтому электросамокат воспринимался скорее как игрушка для эксцентричных богачей, чем транспортное средство. 

На протяжении ХХ века разные фирмы предпринимали попытки «реанимировать» электросамокаты, но каждый раз сталкивались с одной и той же проблемой – слишком высокой ценой для такого несолидного вида транспорта. 

Первая система городского проката электросамокатов, которая позволяла брать самокат в одном месте и оставлять в другом, появилась в 2016 году в Сингапуре.