Европейские подростки стали реже задирать и травить сверстников. По сравнению с 2014 годом в среднем на 8% меньше школьников практикуют буллинг или травлю в интернете, согласно данным исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которое затронуло 50 стран и регионов в Европе и Северной Америке (Россия в исследование не вошла). При этом число жертв травли осталось практически неизменным.
Около 8% мальчиков и 5% девочек в возрасте от 11 до 18 лет становятся разжигателями травли как минимум 2-3 раза за несколько месяцев. При этом жертвами буллинга оказываются около 10% подростков.
Разрыв между количеством агрессоров и жертв отчасти объясняется распространением кибербуллинга – травли в интернете. Именно этому виду травли подростки подвергались чаще, чем физическому насилию или психологическому давлению лицом к лицу. 14% девочек и 12% мальчиков становятся жертвами кибербуллинга. При этом подросток-агрессор склонен нападать в интернете на несколько жертв.
Среди мальчиков с возрастом снижается количество как жертв буллинга, так и зачинщиков, а вот у девочек есть пик – в 13 лет девочки с самой большой вероятностью могут стать жертвами травли. При этом ни финансовое, ни общественное положение семьи ребенка не оказывается решающим фактором в распространении буллинга. Случаи травли оказались одинаково распространены как среди детей из семей с хорошим достатком, так и среди менее защищенных подростков.
Как отмечают эксперты ВОЗ, в нынешних школах бороться с кибербуллингом сложнее, потому что его непросто отследить. Поэтому лучшая защита от него – предупредительные меры, в том числе специальные уроки и общение с учениками на тему буллинга и разрешения конфликтов в целом.
В некоторых европейских школах и даже городах активно используются различные «антибуллинговые» меры. Например, в мадридских школах и учителя, и ученики обязаны сообщать о случаях буллинга, если они стали их свидетелями. А во Франции недавно запретили ученикам приносить смартфоны в школу. Одна из задач такой меры – снизить число случаев агрессии среди учеников в социальных сетях.